На первом году обучения в кадетском училище у кадет и их родителей возникает ряд трудностей, обусловленных личностными особенностями детей, несоответствием представлений о реальных условиях жизнедеятельности, особенностях воспитания, высокими учебными и дисциплинарными требованиями. Главным моментом на данном возрастном этапе воспитанника президентского кадетского училища становится принятие им новой социальной роли «Я-кадет».
Адаптация кадет — это сложный процесс. Социально-психологическая адаптация подразумевает процесс взаимодействия кадета и нового окружения. Кадет считается адаптированным в том случае, когда он, находясь среди других подростков, не конфликтует с ними, доволен своей деятельностью и собой, идет навстречу ожиданиям группы, самоутверждается и свободно выражает свои интеллектуальные и творческие способности.
Для решения таких задач, как сохранение психологического здоровья и развития познавательных способностей кадет-пятиклассников педагог-психолог учебного курса Т.Л. Заслонова применяет современные технологии психологической работы. Для новоприбывших воспитанников педагогами-психологами училища была создана специальная программа внеурочной деятельности «Уникум». Она направлена на создание условий, способствующих адаптации кадет к новой жизнедеятельности в училище, на формирование положительного отношения к профессиональной деятельности офицера, а также на создание предпосылок к развитию профессионально важных качеств военнослужащего.
Система развивающих занятий по формированию кадетского коллектива и приемов мыследеятельности обеспечивает оптимальное вхождение в новую социальную ситуацию и адаптацию кадет к новым условиям обучения и воспитания. Содержание занятий способствует формированию личностных, учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, исследовательских действий, развитию аналитико-синтетических способностей, таких способов и приемов умственной деятельности, как сравнение, классификация, обобщение, поиск закономерностей, а также гибкости и критичности мышления и других интеллектуальных качеств личности. Это необходимый «фундамент» для формирования и развития профессионально важных качеств офицера.
Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые кадет изучает. При проведении занятий особое внимание обращается на коммуникативные, эмоционально-волевые и интеллектуальные особенности и способности кадета. Занятия проводятся в форме предметно-ориентированных тренингов.