Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего,
то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.
Десятый класс – новый этап в жизни наших кадет. Появляется ощущение завершённости обучения в кадетском училище. Жизнь ставит перед ребятами новые задачи.
Вчерашний подросток превращается в молодого мужчину – юношу. В 10 классе ребятам исполняется по 17 лет. Это начало нового возрастного периода – ранняя юность. Это тот период жизни, когда человек переходит от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Главным социальными задачами этого возраста становятся выбор профессии и подготовка к созданию семьи. Самоопределение, выбор профессии, перспективы своего жизненного пути и социальный престиж встают перед старшими школьниками как задачи первостепенной важности.
Интерес к школе и учению у старшеклассников по сравнению с более младшими кадетами заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Это новая социальная позиция изменяет их отношение к обучению, его задачам, целям и содержанию. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз. Происходит переоценка ценностей с точки зрения их пользы для будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу.
Юность — это период расцвета всей умственной деятельности. Умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной. К концу подросткового возраста общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении юности они продолжают совершенствоваться.
Юноши нуждаются в общении с близкими взрослыми, в обращении к их жизненному опыту в решении проблемы самоопределения, но эффективное взаимодействие возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Смысл доверительного общения со взрослыми для старшеклассников состоит в возможности найти понимания своих проблем, сочувствие и помощь в их решении.
Доверительность в общении как уважение к личности молодого человека, как вера в его потенциальную способность справиться с жизненными трудностями — важнейшая основа для новой гармонии отношений.
Педагог-психолог 5 учебного курса: Синельникова Елена Николаевна